Сейчас российское законодательство одобряет позицию "я имею право не знать". С одной стороны, все верно: никого нельзя заставить быть информированным. Я обеими руками за то, чтобы даже в школе у начинающего человека была возможность отказаться от процесса получения образования и сразу перейти непосредственно к тяжелому физическому труду, ведь таких кадров действительно не хватает. Но, уходя в незнание, нельзя никого тянуть за собой.
В этом весь вопрос: в личных границах.
читать дальшеЧеловек имеет право не знать что-либо ровно в рамках своих собственных границ, которые находятся совсем не там, где иные хотели бы их видеть.
Ваши личные границы — в вашем доме. В публичных местах ваши личные границы не больше, а меньше, вот в чем загвоздка. Так, в общественном транспорте ваши границы — это ваше тело и ваши вещи (разумеется, если вы оплатили их провоз). Ваши границы может нарушить либо физическая грубость, либо грязь, либо дурной запах. Все, что вы видите и слышите, не нарушает ваших границ: в таком удалении от вас уже нет вашего личного пространства. Если вы хотите контролировать большее пространство, чтобы в нем никто не смел обниматься или быть одетым в неприятную вам одежду, проведите переговоры с транспортной службой и на необходимое вам время выкупите вагон целиком, не забыв повесить на двери табличку "частная вечеринка".
Только в таких границах не будут нарушены права всех остальных людей. Кстати, многие забывают, что индивидуумы, замкнувшиеся в своем невежестве, также информационно не стерильны. Они одеваются, транслируя вовне свой вкус или, чаще, отсутствие такового. Они время от времени что-либо произносят в публичном месте, и окружающих может покоробить произносимая ими глупость, или же, если они просто спрашивают дорогу или осведомляются о времени, — грамматические и орфоэпические ошибки. В каждом человеке можно найти что-то отвратительное для другого. Именно поэтому личные границы так узки. Да, и в ваших интересах тоже.
Следом за "я не хочу знать" обычно произносятся слова об общественной морали. Абсурдные, учитывая зыбкость ее границ. Защитники этих воздушных замков любят выдвигать примеры, свидетелями которым вряд ли становились в жизни. "Что же, тогда получается, все могут ходить голыми?" Здесь я спрошу: это проблема? Одежда имеет практический смысл, вряд ли от нее массово откажутся, а отдельные случаи публичного "открытия срама" — отнюдь не такая же катастрофа, как разрыв гранаты. Сейчас я пытаюсь представить обнаженного старичка-моржа, который совершает утреннюю пробежку по февральской Пензе. Что в этой картине вызывает наибольшее отторжение? Пожалуй, Пенза февраль. Сколь ужасную картину ни рисовали бы моралфаги, она не будет хуже, чем ситуация, когда стрельба в общественном месте считается нормой. Никакое "неприличие" не может быть хуже насилия, вот в чем фокус.
И последнее, самое важное. Ваши личные границы ни в коем случае не распространяются на ваших детей. Вы имеете законную возможность управлять их жизнью до достижения ими определенного возраста, и лишь информация есть то немногое, что составляет их подлинную собственность. Личное пространство детей целиком состоит из нее. Практически ни у кого до 18 лет нет такого помещения, хоть бы и размером со шкаф, куда родителям было бы запрещено входить. У детей нет настоящего, своего дома. Даже их тело не принадлежит им в полной мере. Только информация: прочитанное, увиденное, услышанное, мысли и фантазии. Вторгаться туда нельзя. Можно, стоя на границе этого личного пространства, дружески предложить свою помощь -- разобраться с неясным, помочь найти недостающее, объяснить страшное. Но не запрещать и не отбирать. Нет ничего хуже фразы "я не хочу, чтобы мой ребенок знал".
От какой информации вы хотите ограждать детей? От знания матерных слов? Лучше на своем примере научите его обходиться без оскорблений, а несколько старинных корней сами по себе ни в чем не виноваты. От знания о смерти, преступлениях, болезни и несправедливости? Абсурд. От знаний о видах секса? До полового созревания человеку все это просто скучно, а после — сам узнает на собственном опыте, возможно, потеряв при этом здоровье, если не будет предупрежден обо все заранее. Напомню, половое созревание начинается в возрасте от 10-12 лет.
Если ребенок долго не может успокоиться, увидев, как на дороге сбили собаку, это не "вред психике и развитию", это совершенно нормально. Кто-нибудь читал исследования по детскому фольклору? "Страшилки" и "тошнилки" — основное содержание. Дети не рассказывают друг другу про уточек и котят. Они ежедневно испытывают себя на прочность, потому что им это интересно и нужно. Коротко:
Никакая информация не может повредить ничьему развитию, хотя есть та, которая вызовет боль.
Личные границы человека, стремящегося отгородиться от знания, не могут быть больше личных границ человека, стремящегося знание получить.
Требования "общественной морали" призрачны, тогда как требования уважения к чужим границам вполне ясны.